IPB
www.Frocus.net :: www.Frosat.net :: Upload


Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> История советского телерадиовещания (1917-1991гг)
Frocus
сообщение 28.9.2008, 23:11
Сообщение #1


Местный активист
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 19467
Регистрация: 11.9.2004
Пользователь №: 11
Спасибо сказали: 10370 раз

Вставить ник
Частич. цитирование



Телевизионные передающие станции в СССР на начало 1962 года.






Журнал «Радио», 1962, №01
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/''Radio''/_'...io''_1962_.html


Телевизионные передающие станции в СССР на конец 1967 года.






Журнал «Радио», 1967, №11
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Frocus
сообщение 15.11.2008, 13:28
Сообщение #2


Местный активист
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 19467
Регистрация: 11.9.2004
Пользователь №: 11
Спасибо сказали: 10370 раз

Вставить ник
Частич. цитирование



«Профессии» Останкинской башни


В ЭФИРЕ ПЕРЕДАТЧИКИ ОРПС


Главным цехом Общесоюзной радиотелевизионной передающей станции имени 50-летия Октября (ОРПС) закономерно считается цех телевизионных передатчиков. В него ведет дверь с лаконичной табличкой «Гензал» - генераторный зал. Его точные высотные "координаты" 19,50 метра. Вполне земные метры — всего пятый этаж.
И все-таки даже здесь чувствуется во всем необычность. Высокий кольцевой зал. Круглые четырехметровые окна. Концентрические окружности из белых светильников на потолке. Голубой пластик на полу. И вот что характерно: если размеры башни даже вблизи не кажутся большими, то в гензале удивляешься масштабности сооружения. Здесь просторно, много света, воздуха. Именно так — строго и торжественно, современно и просто должна выглядеть главная служба крупнейшего сооружения связи. Гензал — сердце Останкинской телевизионной башни. Это царство радиоэлектроники, автоматики, чутких и тонких измерительных приборов, мощных передающих устройств. Фронтом к окнам выстроились вокруг центральной шахты башни четыре мощные телевизионные станции.
Каждая телевизионная станция — это сложное самостоятельное радиотехническое хозяйство. В него входят передатчики, возбудители, мосты сложения, разделительные высокочастотные фильтры, аппаратура фазирования, аппаратура управления и контроля. Каждая станция имеет свой фидер, свою антенну, обслуживает свою программу. В зале установлены две станции типа "Ураган", которые работают на первом (48,5—56,5 МГц) и третьем (76,0—84,0 Мгц) частотных каналах, то есть они ведут передачи 1 и 2-й программ Центрального телевидения. Две другие — типа «Лен», занимают восьмой (190,0— 198,0 МГц) и одиннадцатый (214,0— 222,0 МГц) частотные каналы, по которым передается 3 и 4-я программы.
Эти телевизионные станции принадлежат к семейству унифицированных. Они созданы советскими специалистами для типовых телевизионных центров страны. В оборудовании станций использован ряд важных нововведений и новых технических принципов.
В радиочастотных трактах передатчиков применяются новые мощные лучевые тетроды с воздушным охлаждением. Выходные каскады построены по схемам, которые создают эффект эхопоглощепия, на выходах передатчиков применены фильтры коаксиальной конструкции для подавления высших гармоник.
Телевизионные станции подобной мощности (50 киловатт для передатчика изображения и 15 киловатт — звукового сопровождения) впервые были установлены на телецентре в Ленинграде. Над Останкинским вариантом весьма плодотворно потрудились разработчики в содружестве со специалистами технической эстетики, создав более изящную, более надежную и более автоматизированную конструкцию.

[list]

В светло-голубых шкафах смонтированы основные блоки передатчиков. Они размещены симметрично в четырнадцати одинаковых шкафах, справа и слева от стоек возбудителей. Шкафы выстроены в ряд, а их передние панели повернуты к круглым окнам. На панелях та же строгая симметрия — шкалы приборов, штурвалы включения, кнопки, сигнальные лампочки в точности повторены на стойках слева и справа. Словно разработчики и конструкторы станции дали обет следовать исключительно правилам и законам симметрии,
В таком размещении стоек и блоков наложен глубокий смысл. Дело в том, что при разработке станций инженеры применили принцип сложения мощностей. Другими словами, они разделили каждую телевизионную станцию на два независимых полукомплекта, которые работают самостоятельно, а их мощности складываются по мостовой схеме.
В чем же преимущество такого принципа? Он дает возможность значительно увеличить надежность радиостанции и обеспечить практически непрерывное вещание. Если по каким-либо причинам выйдет из строя один из полукомплектов, вещание продолжит другой, и большинство телезрителей даже не заметит значительных изменений на экранах своих телевизоров.
В полукомплект радиостанции входят передатчик изображения и передатчик звукового сопровождения. Их сигналы, каждый в отдельности, поступают в блоки сложения мощностей, где объединяются с аналогичными сигналами второго полукомплекта.
После этого радиостанция достигает проектной мощности: по видеоканалу — 50 киловатт, а по каналу звука — 15 киловатт. Затем сигналы подаются в блок
ультравысокочастотного фильтра. Фильтр служит для обеспечения работы передатчиков изображения и звукового сопровождения на общее антенно-фидерное устройство, предотвращая их взаимное влияние друг на друга.
Эти блоки сложения мощностей и фильтрации находятся здесь же, на пятом этаже, позади радиостанций. Когда попадаешь в это помещение, создается впечатление, что электроника осталась за дверью. Ведь в нашем представлении современная электроника - это в основном микроминиатюрные детали, транзисторы, микросхемы. А здесь — сложное переплетение труб-фидеров разной длины и диаметра, объединенных в батареи выше человеческого роста. Так выглядят в натуре блоки сложения мощностей, высокочастотные разделительные фильтры. В этих блоках и фидерах бушуют электронные ураганы, несущие десятки киловатт энергии к своей антенне.
Как же управляют этим сложным комплексом радиотехнических средств?
Напротив каждой телевизионной станции, у наружной стены, разместились просторные кабины контроля и управления. Они выполнены из алюминия и стекла и прекрасно вписались в общий интерьер гензала. В кабинах созданы комфортные условия для работы дежурного инженера и техника. Они звукоизолированы, сюда подается кондиционированный воздух. Стены и металлизированные окна являются надежным экраном от возможных электромагнитных нолей.
Центральное место в кабине занимает пульт контроля и управления. И он построен на принципах симметрии. Здесь попарно расположены приборы контроля и управления передатчиками, панель коммутации со множеством небольших кнопок.
Эти маленькие кнопки приобрели здесь почти магическое значение. Легким нажатием на несколько белых кнопок на пульте включаются десятки реле и исполнительных механизмов, которые управляют сложным радиотехническим комплексом телевизионной станции «Ураган» или «Лен». С помощью кнопок можно осуществить переход на работу с одного полукомплекта на другой, включить и выключить передатчики, сложить мощности полукомплектов, перейти на резервные блоки возбудителей, видеокоррекции. Нажимая кнопки контроля, легко проследить на видеоконтрольном устройстве, как проходит сигнал через различные каскады передатчика, какой он на входе, в промежуточном звене, на выходе.
Работа станции в высокой степени автоматизирована. Автоматически осуществляется переход, в случае необходимости, на резервные блоки, автоматически работают системы защиты антенн и т. д.
Но это особые, почти аварийные ситуации. Практически вероятность их появления крайне ничтожна.
Главная цель автоматики и специальных систем — обеспечить стабильность работы передатчиков. Причем требования к основным параметрам работы передатчиков очень высокие.
И все это для того, чтобы телезритель имел возможность принять четкое, контрастное изображение, без каких-либо искажений.
Ряд специальных электронных автоматически действующих устройств создан, чтобы предотвратить возможность появления искажений сигналов изображения и звука. К этим системам относятся так называемые системы предкоррекции и обратной связи, вводящие поправки на частотные, нелинейные, фазовые искажения, регулирующие уровень черного, уровень синхроимпульсов, глубину модуляции и т. д.
Автоматика позволила добиться высоких характеристик работы телевизионных станций и обеспечила возможность ведения высококачественных передач как черно-белых, так и цветных программ телевидения.
Такую возможность имеют все четыре станции, расположенные на пятом этаже Останкинской башни.
Каждый день, примерно в 8.30 утра, радиостанция "Ураган" первой программы начинает свою работу. Дежурный инженер с пульта управления включает полукомплекты станции. На пульте, на передних панелях передатчиков одна за другой вспыхивают лампочки — они сигнализируют о включении все новых блоков. Вот качнулись стрелки при боров, показывающих мощность. Это заработали блоки высокой частоты. На видео контрольных устройствах появилась тесттаблица, вначале на левом экране — это сигнал на входе станции, потом — на правом, на выходе. Они абсолютно одинаковы. Это дал сигнал свой моноскопньгй датчик тесттаблицы. Однако дежурный включает еще осциллограф — ему нужна не только субъективная, но и объективная оценка качества изображения. Все — в пределах нормы. Приборы справа и слева показывают, что полукомплекты работают уже на полную мощность. Но станции еще нет в эфире. Она работает на эквивалент антенны, своеобразную имитацию, чтобы не засорять диапазон при настройке передатчиков.
Девять часов утра. Нажатием кнопки дежурный подключает главный фидер. Радиостанция первой программы начинает новый рабочий день...
Однако раньше всех начинает рабочий день шестой этаж Останкинской телебашни. Здесь размещены радиовещательные ультракоротковолновые радиостанции.
В пять утра на волне 4,11 метра (72,92 Мгц) выходит в эфир передатчик первой союзной программы, вместе с ним начинает вещание на волне 4,46 метра (67,22 Мгц) один
из передатчиков радиостанции "Маяк". В 5 часов 50 минут — в эфире уже трио. К первым двум станциям присоединяется на волне 4,52 метра (66,44 Мгц) еще один передатчик первой программы и областного вещания.
В семь часов утра на волне 4,3 метра (69,80 Мгц) появляется третья программа. Вещание четвертой программы на волне 4,36 метра (68.84 Мгц) начинается в 16 часов. Если ко всему сказанному добавить, что каждую среду с 20 часов, а в субботу и воскресенье — с 17 часов передаются стереофонические программы, то легко себе
представить, какой плотный поток информации, новостей, прекрасной музыки, задушевных песен проходит через шестой этаж Останкинской башни.
Заглянем в аппаратный зал ультракоротковолновых передатчиков. Он во многом напоминает гензал. Здесь также много воздуха, света, светло-серых токов. Он также имеет
форму кольца, ограниченного наружной стеной конуса башни. Вещание пяти программ шестого этажа обеспечивают всего две ультракоротковолновые радиостанции.
Сходство пятого и шестого этажей не только чисто внешнее. В ультракоротковолновых передатчиках и телевизионных станциях воплощены одни и те же технические идеи и
принципы, они работают в одних и тех же диапазонах частот, имеют много одинаковых узлов и блоков, ряд близких конструктивных решений. И более этого — их создателем является один и тот же коллектив специалистов мощного радиостроения.
Разработчики нарекли свои ультракоротковолновые радиостанции необычным в радиотехнике названием «Мед». Каждая из них рассчитана на три программы. Поэтому «Мед» состоит из трех самостоятельных передатчиков, которые, чтобы не мешать друг другу, работают на разных волнах.
Каждый такой передатчик, в свою очередь, разделен на два полукомплекта по 7,5 киловатт. Обычно оба полукомплекта работают одновременно, а их общая мощность достигает 15 киловатт.
Все три передатчика радиостанции «Мед» работают на одну антенну. Каждый посылает в общий фидер, а по фидеру в общую антенну сигналы своей частоты. Каким же образом достигается такая техническая совместимость?
Здесь надежно работает точно такой же блок разделительных фильтров, как и на этаже телевизионных передатчиков. Только он через свои фильтры пропускает не два, а три сигнала разной частоты от трех передатчиков, направляя их к антенне.
Выше речь шла об обычных монофонических программах. Однако в радиостанциях «Мед» предусмотрена возможность передачи стереофонического вещания. Эту возможность обеспечивает небольшая стойка полярных модуляторов, которая находится в кабине управления и контроля. Она позволяет, используя один из передатчиков УКВ ЧМ радиостанции, послать через эфир объемное звучание, дать почувствовать слушателю местонахождение инструмента в оркестре или певца на сцене, создать иллюзию присутствия радиослушателя в концертном зале.
До поздней ночи трудится шестой этаж. Только в 24 часа замолкнут передатчики третьей и четвертой программ. А для тех, кто не спит, продолжат передачи первая союзная и областная программы, будут по-прежнему звучать в эфире ночные мелодии «Маяка». Эти радиостанции УКВ ЧМ вещания словно не уложились в рамки одних суток и начинают отсчет времени нового дня. Лишь в час ночи сменный инженер нажмет заветную кнопку и поставит точку в аппаратном журнале.
Погаснут сигнальные лампочки на пульте управления и передних панелях передатчиков. Но еще надолго останется свет в круглых окнах на шестом этаже, Инженеры и техники придирчиво осмотрят и проверят свое электронное хозяйство, чтобы новый радиодень столицы скова начался добрым утром.


А. ГРИФ

РАДИО № 7 1971 г.


Добавлено спустя 1 час 1 минуту 49 секунд:

Как начиналось телевидение в Харькове.

14 декабря 2007

“Внимание! Говорит и показывает Харьков!” Эти слова, прозвучавшие в эфире в 19 часов 7 мая 1951 г. стали самой настоящей сенсацией.


“Внимание! Говорит и показывает Харьков!” Эти слова, прозвучавшие в эфире в 19 часов 7 мая 1951г. стали самой настоящей сенсацией. Дело в том, что В Харькове появилась первая и единственная в стране телевизионная станция, сконструированная руками радиолюбителей. Не имея схем, рисунков, специальных материалов, а главное опыта, талантливые харьковчане компенсировали всё это огромным желанием и бескорыстным энтузиазмом. Результат превзошёл все ожидания- главный инженер Московского телецентра, побывавший в январе 1951г. в Харьковской любительской телестудии, признал, что достигнутая здесь чёткость изображения не уступала столичной. Таким образом, Харьков стал третьим после Москвы и Ленинграда городом, где “прописалось” телевидение. Любопытна оценка Сталина, которому, естественно, немедленно доложили о “харьковской сенсации”. Он сказал: ”Московский телецентр покупала за океаном вся страна. На сооружение Ленинградского телецентра был задействован весь научный и производственный радиокомплекс. Талантливые харьковчане, изготовив собственный телецентр в одиночестве, совершили настоящий подвиг”. Инженеры-радиолюбители Вовченко и Столяров не могут забыть, как их подняли среди ночи и куда-то повезли. Можно только догадываться, что им довелось пережить- Наверное, не было в те годы в Советском Союзе человека, который слыша ночью скрип тормозов возле своего дома и требовательный звонок в дверь, не подумал бы о самом худшем. Выяснилось: разбудили и доставили по назначению, чтобы немедленно передать похвалу вождя. Оказывается, и так бывало!
Пока готовился телецентр, харьковчане мастерили самодельные телевизоры. На момент первого выхода в эфир их было в городе несколько десятков. Чудо техники с экраном в почтовую открытку устанавливали в рабочих клубах для коллективного просмотра. Счастливчики, имевшие телевизоры дома, были вынуждены принимать гостей: соседи, знакомые, знакомые знакомых, как правило, по нескольку десятков человек замирали у крошечного экрана. Невероятно, но факт: на момент 1953гю телевизоров в Харькове было больше чем в Японии!
Передачи выпускались в эфир с начала 2, потом3 и 4 раза в неделю. По вечерам Госпром пустел, отключались лифты, и члены любительского телецентра поднимались пешком на 11 этаж с тяжёлыми коробками кинофильмов. Можно смело утверждать, что именно практика харьковчан стала толчком быстрому развитию телевидения в стране. В Харьков приезжали делегации из Одессы и Риги, Омска и Владивостока, Томска и Воронежа. Благодаря консультациям харьковчан, в стране в кратчайшие сроки заработало ещё 16 телецентров. Накопленный опыт был огромный, и можете не сомневаться, что к моменту появления в Харькове стационарного телецентра, харьковчане были весьма подкованными зрителями. И всё же, первый выход в эфир харьковского профессионального телевидения в 1955г., ни те, кто его делал, ни те, кто смотрел, не забудут никогда. Когда закончилась передача, в студию ворвалась толпа людей. Они обнимали телевизионщиков, не веря:”Неужели правда? Неужели прямо сейчас передавали, живьём?”
Действительно, “живьём”. Ведь тогда, в 1955, до видеомагнитофонов было, как до звёзд, и работали исключительно в прямом эфире: Голубые огоньки на Москву (кстати, Харьков был единственным городом, кроме столиц союзных республик, который выходил на ЦТ, из Москвы телеграфировали:’Ай да харьковчане, молодцы!’); молодёжная программа КВН; обожаемые многими поколениями малышей детские передачи (наверняка среди харьковчан старшего и среднего поколения немало тех, кто помнит Зайку-книгоношу). Каждые 2 месяца выпускался телеспектакль. А во время гастролей столичных театров из крошечной студии с ра бочей площадью 16м., шли прямые трансляции спектаклей малого театра и МХАТа. Сегодня трудно, даже невозможно представить, как в такой комнатушке можно было разместить декорации, выстроить мизансцены, и выдавать это в прямой эфир, да ещё на весь Советский Союз. На Всесоюзном телевизионном смотре Харьковская телестудия заняла 5 место, оставив далеко позади столичный Киев. Говорили, что в Харькове подобралась удивительно крепкая команда профессионалов, среди которых не было равнодушных. А если и встречались такие, то очень скоро не выдерживали, уходили.
К сожалению, уходили не только равнодушные, уходили и талантливые. Вернее. их уводили. Уехала в Москву очаровательная Наталья Фатеева, первый диктор харьковского телевидения; уехал кинодокументалист Самарий Зеликин, создатель уникального фильма о Харькове “Революция продолжается”. В 1973г., после смены руководства на харьковской телестудии и прихода нового директора, который так прямо и заявил, что он “не любит телевидение”, ушли многие талантливые режиссёры и редакторы, те, кто, собственно, телевидение и создавал. Новый начальник с видимым удовольствием выполнял те распоряжения сверху, которые шли во вред. Например, такое: в эти годы, согласно столичной директиве, каждая телестудия была обязана сжигать свои архивы и сдавать в казну серебро, которое получалось в результате этого действия, которое иначе как аутодафе, и не назовёшь никак. Много ли пользы стране принесло полученное столь варварским способом серебро, тот ещё вопрос. А вот уникальные материалы остались только в воспоминаниях очевидцев.
Мы ещё долго будем расхлёбывать последствия подобных действий, и не только в области телевизионного вещания. Но то, что сделал Харьков для телевидения всей страны- не уничтожить физически, как беззащитную плёнку. Ведь даже если срубить ствол, корни останутся и когда-нибудь дадут новые побеги. И кто знает, может быть ещё прозвучит на всю огромную территорию, занимающую 1/6 часть суши (как бы сейчас она ни называлась): ”Внимание! Говорит и показывает Харьков!”


Наталья Шубенко.

http://1stolica.com.ua/article.php?div=xz_kh&id=538

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

625/50 - мировой системе телевизионного разложения 50 лет
Автор: Леонид Чирков

Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "История телевидения"

Источник: сайт "625-net"


Леонид Чирков

В СССР электронное телевидение по стандарту 343/50 стало действующим 60 лет назад весной 1938 г. В 1941 г. США принимают в качестве национального стандарта систему разложения 525/60. Тогда специалисты даже не подозревали, что явилась система, которой предстояло стать первой мировой системой телевизионного разложения. Появление второй из ныне действующих мировых систем 625/50 задержалось на семь лет до 1948 г. Причина - Вторая мировая война, разрушившая Европу и на годы прервавшая здесь технический прогресс. Так или иначе, но 3 сентября 1948 г. в Москве выходит в эфир экспериментальная аппаратная телевизионного вещания по стандарту разложения на 625 строк 50 полей. Все, кто имел отношение к этому событию, не знали тогда действительной исторической значимости происходящего. Вероятно, и сейчас мы не до конца понимаем роль двух мировых стандартов телевизионного разложения 525/60 и 625/50 в подспудных течениях истории человечества и технологического взрыва, выделившего современную цивилизацию как особую форму индустриального сообщества людей.

Начало

Для истории 50 лет - короткая дистанция. Продолжают активно работать многие из участников событий полувековой давности. Они вносят в оценки памятного им прошлого личностные восприятия и собственную трактовку фактов. Надо сказать, что это - объективная особенность любых мемуаров. С нею приходится считаться, публикуя деликатные моменты личного вклада и авторства тех или иных персон в моменты истины полузабытого прошлого. История телевидения мирового и отечественного в этом плане не исключение. В частности, определенные разночтения при определении истоков идеи нового стандарта вещания для СССР, которому предстояло стать вторым мировым стандартом телевизионного разложения, превратились в дискуссионную тему.

Я всегда доверял сказанному С.И. Катаевым, которого отличала исключительная щепетильность в оценке фактов и личного вклада. Именно он подтвердил в одной из наших бесед, что в 1943 - 1944 гг. действительно обсуждал со своим аспирантом С.В. Новаковским вопрос о стандарте разложения 625/50 как перспективной национальной нормали. К слову, офицер войск связи С.В. Новаковский именно в 1943 г. был отозван с фронта и восстановлен в должности главного инженера Московского телецентра с тем, чтобы возглавить работы по восстановлению демонтированного в связи с войной телевизионного центра и подготовке его к скорейшему возобновлению телевизионного вещания. Этому предавалось огромное политическое значение. Как известно Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярные передачи 7 мая 1945 г. еще до Победы. В сферу служебных полномочий главного инженера телецентра, а не только его аспирантских интересов, входила и проблема определения перспективного стандарта телевизионного вещания для СССР. Опыт эксплуатации системы вещания 525/60, уже накопленный в США, заставлял задуматься над этой темой.

А вот Л.С. Лейтес - ветеран и активный участник событий тех славных лет - в качестве первоисточника называет рукопись на 64 страницах "Обоснование проекта телевизионного стандарта СССР", которую в 1944 г. подготовил Ю.И. Казначеев. Эта рукопись действительно была упомянута в документах той комиссии, которая впервые рекомендовала принять проект нового стандарта. В разное время назывались и другие претенденты на авторство, - наверное, не без оснований. Так или иначе, но идея носилась в воздухе, и вполне вероятно, что несколько лиц могли независимо сформулировать ее. В связи с этим замечу, что одно время в Италии было в ходу утверждение об итальянском происхождении стандарта 625/50. Не стану оценивать обоснованность таких претензий. Считаю, что совсем без оснований никто не станет сотрясать воздух. В 1952 г. МККР по предложению швейцарского специалиста приняла "Нормы Гербера", фактически, - стандарт телевизионного разложения на 625 строк. Этим уважаемая комиссия внесла свой посильный вклад в споры об авторстве и запутала их окончательно. В одном можно быть твердо уверенным, что разработка проекта стандарта и его аппаратурная реализация стали итогом коллективного труда группы наиболее авторитетных специалистов именно нашей страны.

В 1950 г. с формулировкой "За разработку новой высококачественной системы телевидения высокой четкости на 625 строк" группе специалистов была присуждена Государственная премия СССР. Вот они, лауреаты Государственной премии: В.Л. Крейцер, А.В. Воронов, В.И. Мигачев, П.Е. Кодесс, С.В. Новаковский, А.И. Лебедев-Карманов, Б.В. Брауде, Г.П. Казанский, Н.С. Куприянов. Знаю: далеко не все, заслужившие упоминания, перечислены в этом списке официальных авторов. Но еще не пришла пора брежневских наград, когда начальству воздавалось "кесарево", заслужившим - квартальная премия с выговором за не почитание авторитета. Каждый из приведенного списка лауреатов был крупным специалистом, оставившим заметный след в отечественном и мировом телевидении. Каждый внес огромный вклад в реализацию стандарта 625/50, привел в телевидение сотни учеников, ныне продолжающих дело учителей-пионеров.

Самый первый национальный стандарт телевизионного вещания для СССР официально утвержден 27 декабря 1940 г. и был ориентирован на систему разложения с 441 строкой в кадре. При этом годом раньше были начаты работы по реконструкции телецентров в Ленинграде и Москве на базе разработанного во ВНИИТ отечественного оборудования. Эти работы были прерваны в связи с войной. В августе 1948 г. Ленинградский телецентр начал временно трансляции телевидения по стандарту 441 строка на базе комплекта оборудования, поставленного ВНИИТ в 1939 г. Так, на короткий срок, но этот, в общем-то, не состоявшийся национальный ТВ стандарт СССР все же появился в эфире. В первый майский день 1951 г. начал регулярные передачи по стандарту 625/50 Ленинградский телецентр и с этого момента канул в Лету стандарт 441/50. Киевский телецентр 7 ноября того же года начал опытные трансляции.

Великий стандарт

Стандарт разложения на 441строку во многих отношениях был неудачен. Это понимали многие специалисты еще в момент принятия стандарта. И дело не в относительно небольшом числе строк. Великобритания многие годы после войны вела трансляции с разложением на 405 строк и еще два десятилетия после принятия стандарта 625/50 поддерживала эту систему. В то же время Франция эксплуатировала систему вещания с разложением на 819 строк и гордилась своим самым высококачественным телевидением. Но и та и другая системы вещания уступили в конечном итоге системе 625/50 - и, отнюдь, не по причинам слишком малой или слишком большой четкости.

При обработке телевизионного сигнала, особенно при различных трансформациях изображений, а в последствии при решении проблем преобразования стандартов, важную роль, в частности, играют простые рациональные соотношения между различными параметрами телевизионных сигналов. В этом плане 441 = 3х3х7х7 вообще не имеет общих множителей с полевой частотой 50 Гц. А вот 625 = 5х5х5х5 идеально сочетается с 50! Эти числовые соотношения вскрывают лишь часть факторов, все значение которых было понято позже, а полностью востребовано только при формулировке иерархии единых мировых стандартов цифрового кодирования. Но теоретическая мысль уже в начале сороковых годов оценила их фундаментальную роль. Мировые стандарты 525/60 и 625/50 выделяет - и не случайно - внутреннее числовое изящество.

В 1944 г. была созвана Междуведомственная комиссия, которой было поручено определить основополагающие параметры нового стандарта. Состав комиссии, пожалуй, наиболее точно отражает инициаторов предложений по системе 625/50. Членами комиссии были А.Я. Брейтбарт, В.Н. Горшунов, И.С. Джигит, Ю.И. Казначеев, С.И. Катаев, С.В. Новаковский, А.А. Расплетин. Комиссия предложила взамен довоенного ОСТ 60-40 "Телевидение. Основные параметры телевизионного вещания" (стандарт 441/50) "Обоснование и проект нового телевизионного стандарта СССР". В 1945 г. утвержден ГОСТ 78-45, придавший проекту статус закона, а в 1946 г. принята Междуведомственная нормаль. Эти правительственные решения открыли прямую дорогу к реализации вещания по стандарту 625/50.

Названные решения были, безусловно, историческими, но приняты они были при достаточно мощной обструкции со стороны многих влиятельных чиновных лиц. Выдвигались довольно серьезные возражения. Страна, разрушенная войной и вынужденная нести тяжкое бремя расходов по восстановлению народного хозяйства и перевода промышленности на мирные рельсы, не имела достаточных сил и средств для решения безотлагательных народнохозяйственных задач. Поэтому разработка проекта, технической базы телепроизводства и ввод нового стандарта телевизионного вещания в действие, требовавшие значительных затрат, воспринимались как безответственная авантюра обуржуазившейся интеллигенции. На окончательное решение повлияла позиция главы государства, который указал, что новый стандарт определяет советское телевидение на многие десятилетия и поэтому нельзя исходить из конъюнктуры. Но даже И.В. Сталин вряд ли предполагал, насколько серьезным окажется воздействие такого решения на развитие не только советского, но и мирового телевидения.

Освоение

Совет министров СССР 12 октября 1945 г. принимает постановление "О мероприятиях по развитию телевидения". Постановлением утверждена реконструкция Московского телецентра максимально быстрыми темпами для перехода на телевизионное вещание по стандарту 625/50. Этим же постановлением предусмотрено строительство новых телецентров в Ленинграде и Киеве. Подчеркивалось, что телецентры должны быть созданы на базе отечественной аппаратуры. Впрочем, этот патриотический штрих постановления нес чисто политические функции, поскольку иной, кроме аппаратуры отечественной разработки и производства на стандарт 625/50, в принципе тогда не было, и быть не могло. Такова особенность пионерских проектов.

В марте1946 г. Верховный Совет СССР принимает Закон " О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946 - 1950 гг.". Отдельная строка этого плана посвящена телевидению. В частности указано "…Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске…". Итак, работы по переводу отечественного телевизионного вещания на новый перспективный стандарт подкреплены Законом СССР.

Директивы ЦК ВКП'б от 27 января 1947 г. подтверждают уже принятые законы о реконструкции и строительстве новых телецентров. И, наконец, Совет министров СССР 24 июня 1947 г. своим постановлением поручает Министерству промышленности средств связи наладить производство студийного оборудования и выпуск бытовых телевизоров стандарта 625/50. Надо сказать, что никогда в последствии развитие отечественного телевидения не имело такой мощной поддержки на самых высоких уровнях законодательной и исполнительной власти нашего государства. Никогда не был столь пристальным контроль со стороны партийных и компетентных органов за исполнением принятых решений и ходом работ.

Головной организацией, которой было поручено вести основные работы по реконструкции Московского телецентра, стал ВНИИ телевидения. К слову, ВНИИТ в первый год войны был распущен, но в 1946 г. восстановлен. Через три месяца после восстановления новым директором ВНИИТ стал П.В. Шмаков. Руководителем работ по реконструкции Московского телецентра был назначен В.Л. Крейцер.

Для разработки аппаратуры реконструируемого Московского телецентра в подмосковном поселке Фрязино было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил А.А. Федоров. На работу в СКБ пришли многие ведущими специалисты. Так, И.Я. Бутлицкий возглавил разработку телекинопроекционной аппаратуры. Е.А. Гарнов с молодым инженером А.Г. Козловой занимались аппаратурой синхронизации. Сложные проблемы компоновки и управления комплексом аппаратуры, коммутации сигналов достались Е.И. Фарберу и Я.И. Шапиро.

Советские специалисты работали вместе с учеными и инженерами из Германии. Руководил работами с немецкой стороны И. Гюнтер. В разработке телевизионных камер активно участвовал В. Гофман. В. Янд занимался проблемами синхронизации, разверткой - Г. Зигель. З. Чау еще в довоенные годы прославился как один из крупнейших оптиков мира. Поэтому он и возглавил работы по телекинопроекции и оптическим приборам для ТВ камер. Вопросами общей компоновки, конструирования аппаратуры и многими другими занимался А. Матцке. И, наконец, за проблемы контроля и измерений отвечал Ф. Леглер.

Более 40 лет в нашей печати замалчивалось участие крупных специалистов из Германии в разработке первых образцов аппаратуры стандарта 625/50 и только осенью 1991 г. М.И. Кривошееву и мне удалось преодолеть запреты Главлита и впервые назвать имена немецких специалистов. Должен сказать, что они не были военнопленными или перемещенными лицами. Их на основе договорных отношений пригласили в СССР на работу, и они приехали добровольно, многие с семьями. По завершению контракта они свободно вернулись на родину. Их вклад в разработку стандарта 625/50 значителен и должен быть отмечен. Они не упомянуты среди лауреатов государственной премии и в других наградных списках, но в этом более политики плохо понятого престижа, чем реальной оценки вклада наших коллег из Германии.

В конце 1948 г. СКБ, выполнившее возложенную на него задачу, было перебазировано в Ленинград и присоединено к ВНИИ телевидения. Именно этому ВНИИ было поручено развернуть работы по созданию типового комплекса аппаратно-студийного оборудования телевизионного вещания по стандарту 625/50, обеспечить реконструкцию МТЦ и впоследствии реализацию программы широкой телефикации страны.

В 1946 г. в лаборатории НИИ-108, возглавляемой В.Н. Горшуновым, был создан генератор, формирующий гасящие и синхронизирующие импульсы стандарта 625/50. Это была первая успешная техническая разработка на пути создания аппаратуры нового стандарта. В том же институте в лаборатории А.А. Расплетина была начата разработка первых телевизоров (модели Т-1 и Т-2). Академик, Герой Социалистического Труда А.А. Расплетин стал вскоре руководителем одного из самых крупных в мире и авторитетных научных центров радиолокации. В составе группы разработчиков телевизоров (А.Я. Клопов, Д.С. Хейфец и др.) оказался и дипломник МЭИС М.И. Кривошеев. Ему были поручены расчет и разработка генератора строчной развертки. Летом 1946 г. генератор был запущен импульсами синхрогенератора Горшунова - так впервые засветился телевизионный растр на 625 строк. Это событие привлекло внимание всех ведущих специалистов. Была устроена публичная демонстрация, которую посетили А.А. Железов, И.С. Джигит, С.И. Катаев, Ю.И. Казначеев и многие другие.

К началу 1948 г. основные работы по созданию комплекта оборудования для реконструируемого Московского телевизионного центра были завершены и начат монтаж аппаратуры в здании МТЦ (Шаболовка 53). К этому моменту по воле коллектива начальником АСБ был назаначен М.И. Кривошеев. Директор МТЦ Ф.И. Большаков и его главный инженер С.В. Новаковский поручили молодому начальнику АСБ вывести в эфир сигналы изображения на 625 строк разложения. 3 сентября 1948 г. М.И. Кривошеевым была нажата кнопка, давшая старт второй мировой системе телевизионного разложения. Советские и немецкие специалисты поздравляли друг друга, понимая важность события. Телевизионные сигналы принимались несколькими телевизорами "Москвич Т-1", разработанными Е.Н. Геништа.

Последняя передача МТЦ по стандарту 343/50 состоялась 17 сентября 1948 г. Московский телевизионный центр на 50 дней прекратил работу. Эти дни понадобились для завершения полной реконструкции центра, который с 4 ноября начал регулярные трансляции по системе разложения 625/50. Монтаж нового студийного оборудования проводился группой специалистов ВНИИТ под руководством Н.П. Сыромятникова.

Каким он был

Первый телецентр, работавший по стандарту 625/50, был, по современным меркам, неказист. Всего пять камерных каналов! Еще три камеры использовались в киноаппаратных. Управление всем этим "камерным" хозяйством осуществлялось с одного пульта видеорежиссера, который мог вывести в эфир изображение, поступающее с любой из восьми камер. Однако сравнивать возможности первого телецентра 625/50 следует с теми, которые обеспечивал довоенный Московский телецентр. Этот телецентр стартовал с одним камерным каналом. Правда, позже энтузиасты и изобретатели МТЦ присоединили второй канал.

В первых передающих камерах МТЦ 625/50 применялись отечественные иконоскопы ЛИ-1, усовершенствованные З.Г. Петренко. В процессе модернизации удалось повысить число элементов мозаики иконоскопа до величины, предусмотренной новым стандартом. Однако по светочувствительности этот иконоскоп сохранил недостатки предшественников. Во время съемок номинальная освещенность объектов должна была поддерживаться на уровне 5000 - 6000 люкс. В кинопроекционной аппаратной, по этой причине, приходилось использовать дуговые источники света, в студии мощные - прожекторы. Температура воздуха в студиях часто значительно превышала 30 градусов, что изматывало дикторов и артистов, одежда и реквизит быстро выгорали. Возник, в частности, и такой конфликт: считать или нет черные костюмы дикторов, выгоравшие менее чем за месяц, рабочими одеждами? Трудно было обеспечить и требуемую надежность работы. А ведь все передачи тогда шли в прямом эфире, средств видеоконсервации не было, а киносъемки играли вспомогательную роль.

Светочувствительная поверхность мозаики иконоскопа составляла 100х75 мм. Соответственно большим был объектив камеры. В итоге, телевизионная студийная камера КТ-1 была огромным и довольно массивным сооружением. В ней применялся оптический видоискатель. В кинопроекционной аппаратной использовалась модифицированная камера КТ-2, которая устанавливалась на рельсах.

Передачу сигналов в эфир осуществляла радиопередающая станция, размещенная рядом с Шуховской башней. Передающая антенна и передатчики этой станции были разработаны Конструкторским бюро мощного радиостроения (Ленинград). Руководил работой А.И. Лебедев-Карманов. Звуковой тракт передатчика разработан в ИРПА, руководитель Н.С. Куприянов. Мощность излучаемого сигнала 16 кВт, частота радионесущей 49,75 МГц (сигналы изображения). Модуляция негативная с частичным подавлением одной боковой полосы. Выходной каскад усилителя мощности передатчика выполнен на триодах с общей сеткой и сеточной модуляцией.

После многомесячных испытаний 16 июня 1949 г. Московский телевизионный центр был официально принят в эксплуатацию.

С первых шагов электронное телевидение стремилось "выйти на улицу". Успешная реализация стандарта 625/50 ускорила и работы по созданию первой ПТС. Эта работа велась сотрудниками МТЦ под руководством С.В. Новаковского. Передвижная станция была смонтирована в салоне автобуса фирмы "Шкода". В качестве ТВ камер использовались передающие камеры, изготовленные RCA, но переделанные под стандарт 625/50. В ход пошло и другое разрозненное импортное оборудование, однако многое было сделано разработчиками на базе отечественной аппаратуры. Датчиками "свет-сигнал" были суперортиконы производства RCA, обладающие преимуществами в сравнении с иконоскопами по светочувствительности и другим параметрам. Примерно в это же время появились первые отечественные образцы суперортиконов, которые были разработаны во ВНИИТ Б.В. Круссером. Эти суперортиконы прошли испытания в условиях производства именно на ПТС МТЦ.

Первая официальная внестудийная передача состоялась 2 мая 1949 г. Шла трансляция футбольного матча между командами ЦСКА и Динамо со стадиона Динамо. Трансляция прошла с большим успехом. Для передачи телевизионных сигналов со стадиона на МТЦ потребовалась коротковолновая линия связи. Она была разработана группой сотрудников МТЦ, ведущими специалистами которой были А.М. Варбанский, В.С. Красулин, Л.С. Лейтес и другие. Было рассмотрено несколько вариантов создания линии связи соответственно в метровом и дециметровом диапазонах. Однако передающие и приемные устройства линии связи оказывались слишком громоздкими для применения в передвижных станциях телевидения. В конечном итоге была выбрана частота несущей 10 ГГц (длина волны 3 см). В качестве генератора радионесущей использовался клистрон американского производства. Мощность излучения 20 мВт, радиус действия 20 - 25 км. Связь осуществлялась только в пределах прямой видимости. Антенной служило параболическое зеркало диаметром 1,5 м. Первое время радиолиния была размещена на стадионе Динамо, но позже она была установлена непосредственно в ПТС МТЦ. Надо сказать, что это была первая в Европе микроволновая линия связи. И первая, специально предназначенная для мобильных систем.

Первые телевизоры "Москвич" и "Ленинград" не стали массовыми приемниками, хотя в стартовые годы эксплуатации системы вещания 625/50 выпускались приличными тиражами. По настоящему народным телевизором, серийное производство которого продолжалось около 20 лет, а эксплуатация - много дольше, стал КВН. Он был создан в 1949 г. В.К. Кенигсоном, Н.М. Варшавским и И.А. Николаевским. Первые буквы фамилий авторов составили аббревиатуру КВН - марки знаменитого телевизора, впоследствии известной телепрограммы и вошли во многие анекдоты - подлинная цена популярности!

КВН был трехканальным телевизионным приемником. В нем применялась схема прямого усиления с 16 лампами. Он был чрезвычайно прост в обращении и этим превосходил любой из когда-либо и где-либо выпускаемых приемников. Его надежность также была высока. До сих пор существуют вполне работоспособные КВН, не знавшие ремонта и профилактики.

Недостатком первых телевизоров, включая и КВН, был малый экран. В этих приемниках использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном диаметром 18 см. Расстояние оптимального просмотра изображения было менее метра. Поэтому число зрителей, одновременно смотревших передачу, не превышало 2 - 3 человека. Однако яркость свечения экрана была достаточно высокой, что позволило для увеличения зрительских мест предложить специальную линзу-приставку. Это, фактически, - аквариум, одна стенка которого имела сферическую форму. Линза заполнялась дистиллированной водой, покупаемой в аптеках. Так и запомнился многим КВН: телевизор с аквариумом перед ним и бабушкиной салфеткой сверху - символ "благополучия" советских людей. А перед телевизором в несколько рядов - члены и друзья семьи, соседи и соседи соседей. Именно так, смотрели наши телезрители первые трансляции системы телевизионного вещания 625/50, еще не зная, что сопричастны важному событию в истории мирового телевидения.

Между прошлым и будущим

Первой страной, которая приняла в 1950 г. вслед за СССР стандарт 625/50 стала ГДР. Здесь при технической помощи СССР 4 июня 1952 г. были начаты регулярные передачи в Берлине. В том же году к стандарту присоединилась Федеративная республика Германии. Этим был начат процесс признания нового стандарта странами Европы, а затем других регионов мира. К концу 1952 г. к стандарту присоединились Нидерланды, Швеция, Италия, Испания.

Показательна история французского телевидения, в котором гонки за очень четкой мечтой обернулись большими финансовыми потерями. В 1948 г. Франция определяла перспективный национальный стандарт, который должен был сменить стандарт разложения на 441 строку. Пионер французского телевидения Р.Бартелеми настаивает на суперчетком стандарте 1000 строк, но торжествует более сдержанная позиция его ученика и коллеги А. де'Франса - будущего разработчика системы цветного телевидения SECAM. Он предложил ограничиться 819 строками разложения при полосе сигнала 10,5 МГц. В 1950 г. в Париже и Лиле начинаются регулярные трансляции по этой системе. Только в 1965 г. французы, гордившиеся самым совершенным в мире телевидением, сдались и приняли как национальный стандарт систему 625/50. Но еще 20 лет им пришлось поддерживать умирающую систему, чтобы выработать теоретический срок амортизации парка телевизоров стандарта 819 строк.

Похожие проблемы возникли и в Великобритании, которая, следуя традициям, оттягивала кончину системы вещания с разложением на 405 строк. После вынужденного присоединения к уже общеевропейскому стандарту пришлось затягивать агонию системы 405 до выработки ресурсов парка телевизоров этого стандарта.

Проблемами СССР в эти годы стало освоение телевидением огромной территории. На первых этапах решающую роль играл энтузиазм любителей. В разных городах стихийно возникают любительские студии. Так в 1950 г. Рязанский радиоклуб организует систематический прием сигналов МТЦ, удаленного на 170 км. В 1951 г. 23 февраля в Харькове был открыт первый в стране радиолюбительский телецентр стандарта 625/50. Его построили активисты Харьковского радиоклуба при поддержке Ленинградского физико-технического института и, в частности, Я.А. Рыфтина. Регулярно принимали передачи из Москвы радиолюбители Владимира, Ярославля и других городов. В 1952 г. самодеятельная телевизионная студия Томского политехнического института открыла первые передачи телевидения по стандарту 625/50 в Сибири.

К 1952 г. только в Москве и области парк телевизоров превысил 60 тысяч штук. Примерно столько же работало на остальной территории СССР. Было налажено серийное производство камер КТ-5 на супериконоскопе ЛИ-3, который позже был заменен на отечественный суперортикон. В камере впервые применен электронный видоискатель на кинескопе 18ЛК1Б, а также турель со сменными объективами. На базе ТВ камер КТ-5 во ВНИИТ создана трехкамерная ПТС-52. В ней была применена микроволновая линия связи на отечественном клистроне К-19. Частота несущей 2,5 ГГц. ПТС и радиолиния были рекомендованы в серийное производство. С помощью серийной ПТС-52 в 1956 г. состоялась передача с Красной площади. В 1952 г. успешно прошло испытание первой отечественной радиорелейной линии связи, работавшей в диапазоне 3,5 - 4,0 ГГц. В этой РРЛ были использованы отечественные усилители на лампах бегущей волны. Первая РРЛ работала на линии "Москва - Голицино", позже она была продолжена до Смоленска. Так начиналась прокладка первой телевизионной "тропы" в Европу.

К 1955 г. в стране уже действовало 9 программных телецентров и 2 ретранслятора малой мощности. Государственные радиотелецентры работали в Омске, Риге, Свердловске, Таллинне, Томске, Харькове. Телевидением было охвачено свыше 20 млн. человек. Ежегодный выпуск телевизоров достиг почти 500 тысяч штук, а парк - почти миллиона телевизоров. В серийное производство вышли новые модели телевизоров "Авангард" и "Темп-2", диагональ экрана возросла до 31 и 40 см соответственно. Принят новый государственный стандарт на параметры системы телевизионного вещания ГОСТ7845-55. С этого года началось широкомасштабное строительство телецентров в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах. Параллельно начато создание систем связи между телецентрами страны. Этим были заложены основы будущей глобальной системы Центрального вещания - пропагандистской гордости советского руководства.

Например, в директивах ХХ съезда КПСС (14 - 25 февраля 1956 г.) прямо указывалось на необходимость "…создать специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными центрами Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и крупных городов страны". Там же подчеркивается, что общее число телецентров в стране должно возрасти до 75 или более, а введенных в действие РРЛ - до 10000 км. Эти же директивы предусматривали внедрение цветного телевидения. Начинался новый, самый масштабный этап телефикации огромной страны.

Резюме

Мне приходилось слышать, что, приняв систему телевидения 625/50, наша страна развязала войну стандартов, до сих пор негативно влияющую на судьбы мирового телевидения. Аргумент прост: мы вместо естественного присоединения к уже состоявшемуся стандарту 525/60, исходя из чисто националистических амбиций, приняли альтернативный стандарт 625/50, а Европа потянулась за ядерной сверхдержавой во избежание неприятностей. Столь крайние заявления легко опровергнуть, но именно на них опираются более тонкие суждения об унитарном мировом телевидении. В действительности, стандарты 525/60 и 625/50 появились в многочисленном окружении иных стандартов, которые лишь со временем покинули мир телевидения. Поэтому, так называемая, анархия стандартов была уже состоявшимся явлением.

Лишь в 1948 г. Федеральная комиссия по связи США прекратила выдачу лицензий на новые стандарты. В это время в стране действовало более 100 компаний, усердно мешавших друг другу. В Европе к идее введения единого стандарта разложения пришли позже, поэтому инициатива нашей страны не могла вызвать анархию многостандартности, к этому времени расцветшую и на европейском континенте. Именно выдающиеся параметры системы 625/50 прекратили явочно самостийность европейских стран в определении самостоятельных национальных стандартов, а отступники наказаны "рублем". Замечу также, что частота полей 60 Гц неприемлема для Европы, где мог укорениться только стандарт с частотой полей 50 Гц. Поэтому два мировых стандарта разложения стали необходимой данностью. А связанный с этим негатив был преодолен на уровне единой иерархии стандартов цифрового кодирования.

Вглядываясь в последние пол века истории телевидения, нельзя не удивляться свершенному тогда. Это тем более важно сделать, что оба мировых стандарта разложения в преддверии полного перехода к цифровым технологиям сходят со сцены. Для США этот вопрос решен конкретно: в конце 2005 года аналоговое телевизионное вещание и соответствующий стандарт разложения прекратят существование в этой стране. Для Европы и России, в частности, столь определенные сроки ухода со сцены аналогового телевидения не декларированы и, весьма вероятно, будут отодвинуты. Но сам переход к цифровым технологиям неизбежен. Собственно, этот процесс уже идет, в том числе и в России.

Мировые аналоговые стандарты телевизионного разложения исправно служили человечеству многие десятилетия. Они были базой для многих свершений на Земле и в космосе. Это заслуженные ветераны.

Журнал "625" гордо носит название мирового стандарта системы телевизионного разложения. И пусть только десятую часть исторического пути, но он прошел вместе со стандартом, юбилей которого приветствует и присоединяется к которому как младший член клуба носителей 625/50. Верность этому клубу журнал сохранит и впредь. Просмотрено: 5,453 раз(а) Обновлено 11.10.2001 в 15:24
Статью прислал - Леонид Чирков
Источник: http://www.625-net.ru/arch.htm

http://www.qrz.ru/articles/article76.html
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Frocus   История советского телерадиовещания (1917-1991гг)   28.9.2008, 23:11
- - Frocus   ТЕЛЕЦЕНТР БОЛЬШОЙ МОСКВЫ Москва, Останкино. Здесь...   29.9.2008, 14:12
- - Frocus   Киевский телевизионный центр В ноябре месяце ...   27.10.2008, 3:23
- - Frocus   Слушай приказ: вышку с Крещатика -- стереть! СЕКРЕ...   27.10.2008, 5:22
- - Frocus   «Профессии» Останкинской башни В ЭФИРЕ ПЕРЕДАТЧИ...   15.11.2008, 13:28
- - Frocus   В Москве 82 года назад начала работу самая мощная ...   18.3.2009, 17:14
- - Gldanski2   А вот мне интересно, сколько в москве было телекан...   18.3.2009, 19:00
- - Frocus   Gldanski2, в Останкино 4 канала с 1968 года: 1, 3...   19.3.2009, 9:53
- - Frocus   Документальный фильм об истории изобретения радио ...   22.3.2009, 2:53
- - Frocus   "25 лет телевидению. Телевизионный выпуск нов...   19.5.2009, 23:04
- - Frocus   Цитата08 июля 2009 Первая в СССР телепередача был...   9.7.2009, 22:11
- - Frocus   "Советская империя. Останкино" (Россия 2...   2.12.2009, 1:28
- - Frocus   ЦитатаСкребущая небо В.Н. Мисюлин, В.Г. Курочкин,...   4.12.2009, 19:40
- - Frocus   ЦитатаИстория Радиопередающего центра г. Бровары в...   13.3.2010, 23:10
- - Frocus   Куйбышевский радиоцентр закрыт навсегда ЦитатаР...   27.7.2010, 16:39
- - Frocus   Цитата19.10.2007 Годы великих строек История соз...   9.9.2011, 22:56
- - Stitch   Исторический видео-материал здесь И в дополнение:...   19.11.2011, 16:48
- - Stitch   Первая телевышка республики Мордовия (Саранск)   20.11.2011, 22:08
- - Frocus   Цитата(Stitch @ 20.11.2011, 21:08) Первая...   22.11.2011, 16:17
- - Frocus   Цитата15 ноября 1934 года в СССР состоялась первая...   3.1.2012, 17:59
- - darvil   Российские связисты отмечают профессиональный праз...   7.5.2012, 16:51


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 9.6.2025, 6:08