![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Местный активист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 19469 Регистрация: 11.9.2004 Пользователь №: 11 Спасибо сказали: 10370 раз Вставить ник Частич. цитирование ![]() |
Телевизионные передающие станции в СССР на начало 1962 года.
![]() ![]() ![]() ![]() Журнал «Радио», 1962, №01 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/''Radio''/_'...io''_1962_.html Телевизионные передающие станции в СССР на конец 1967 года. ![]() ![]() ![]() Журнал «Радио», 1967, №11 |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
Местный активист ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 19469 Регистрация: 11.9.2004 Пользователь №: 11 Спасибо сказали: 10370 раз Вставить ник Частич. цитирование ![]() |
Цитата 19.10.2007 Годы великих строек История создания Красноярского малого телецентра началась в 1955 году. Мы — люди старшего поколения всегда будем с волнением и гордостью вспоминать эти, как их сейчас называют «застойные годы». И не потому, что они были годами нашей молодости, а потому, что эти годы были годами не конфронтаций и митингов, а годами содружества и созидания. В эти годы в нашем крае было развернуто такое строительство, которого никогда не было ни до, ни после этого времени. Строились железно-дорожные линии Абакан-Тайшет, Ачинск - Абалаково, Аскиз - Междуреченск, Красная сопка –Кия - Шальтырь, Касноярск - Дивногорск. На окраине краевого центра возводился Красноярский алюминиевый завод, в центре города строился величественный Коммунальный мост через Енисей, по проспекту имени газеты «Красноярский рабочий» прокладывались рельсовые пути красноярского трамвая. На севере края полным ходом строился Норильский горно-металлургический комбинат, началось строительство Красноярской ГЭС. Для осуществления этих строек нужны были сильные молодые руки. Вот почему ежедневно на станцию Красноярск прибывали эшелоны с молодыми строителями, которые отсюда разъезжались по всему краю. А по улицам Красноярска в те годы толпами ходили молодые ребята в зеленых фуражках. Это были демобилизованные пограничники, которые по комсомольским путевкам приехали на строительство Красноярского алюминиевого комбината. В то время в магазинах было вдосталь и на разные вкусы промышленных товаров и в большом ассортименте продуктов питания. Однако был и дефицит. Дефицит на духовную пищу. Но этому дефициту можно только позавидовать. В Красноярске в то время работали два театра — драматический и музыкальной комедии и всего четыре кинотеатра — «Ударник», «Совкино», «Экран» и «Луч». Что было крайне недостаточно для города с полумиллионным населением. Действительно, в то время приобрести билет в кино или театр было большой проблемой. Объединение энтузиастов В то время в Москве и Ленинграде работали мощные государственные телецентры. Строились телецентры в Киеве и Тбилиси. В стране начался телевизионный бум. В Советы Министров СССР и РСФСР посыпались ходатайства от республиканских, краевых, областных властей на разрешение строительства телецентра. Но радиотехническая промышленность страны была слабой и ее заводы изготавливали буквально единицы оборудования. Хотя строительную часть местные власти брали на себя и обещали построить их в самые сжатые сроки. Инициативные, энергичные и предприимчивые люди на местах не хотели ждать, когда государство изволит заняться строительством в их городе телецентра. Объединялись в группы и сами часто на свои средства создавали, так называемые любительские или малые телецентры. Такие малые телецентры, созданные инициативными группами, уже работали в Томске, Свердловске, строились в Новосибирске, Иркутске, Барнауле. Поэтому неудивительно, что в 1955 году такая инициативная группа появилась и в Красноярске. Ее возглавил инженер, начальник ОТК Красноярского радиозавода Антон Иванович Кажаев. В эту группы входили также и работники Красноярского радиоцентра Василий Анатольевич Белов, Александр Александрович Орлов, Павел Михайлович Лукин, Виталий Сергеевич Чибисов. Работники Радиозавода Владимир Субботин и Михаил Толстиков, а также киномеханик кинотеатра «Ударник» Борис Константинович Бородушкин и звукорежиссер краевого радио Иннокентий Тихонович Кокорин. Секретарь Красноярского горкома партии Анатолий Иванович Исаев и секретарь горкома комсомола Леонид Георгиевич Сизов знали о работе этой группы энтузиастов телевидения и всячески ей помогали. Непосредственное участие в организации Малого телецентра принимали: начальник Красноярского краевого управления связи В. В. Суринов, начальник Красноярского радиоцентра М. Л. Персиц, директор Радиозавода И. Т. Крылов. Первый эфир В конце 1955 года для размещения оборудования Малого телецентра Радиозавод выделил подвал в цехе №5, рядом с этим «цехом» установили опору ЛЭП, на которой на высоте 39 метров была размещена передающая антенна. По крохам стали доставать оборудование и приборы, что не смогли достать на стороне - делали сами. На это ушло много времени. Завод «Сибтяжмаш» выделил два кинопроектора марки СКП-26, а его работники в короткий срок переделали лентопротяжный механизм этих проекторов. Радиозавод дал разрешение на пользование стойкой КИТУ, когда она была свободна от работы в сборочном цехе. А это случалось по вечерам, когда заводская смена заканчивала работу. Во время испытания оборудования и первых пробных телепередачах использовался узкополосный усилитель, который не позволял транслировать качественные телепрограммы. И все-таки, когда в марте 1956 года с этим усилителем телецентр впервые вышел в эфир, у всех участников этой первой телепередачи был неописуемый восторг. Но им было ясно, что без широкополосного линейного усилителя невозможно повысить качество телевещания. Но где его взять? Они даже не знали, на каком заводе производились подобные усилители. Было решено изготовить его собственными руками. За его изготовление принялись работники радиоцентра А. А. Орлов и П. М. Лукин. Газета «Красноярский рабочий» от 11 марта 1956 года писала: «Приближается время пуска Малого телецентра, сооружаемого любителями с помощью предприятий города. В ближайшую неделю намечено провести опробование так называемых видеосигналов, то есть передачу изображений на расстояния. Три дня назад в Красноярске появилась первая приемная телеантенна. Она установлена на здании краевого управления связи. Во время испытаний звукозаписывающей аппаратуры телецентра прием звука на телевизор «Луч», находящегося на расстоянии трех километров от ТЦ, был удовлетворительным, а его сила достаточной. Тот же телевизор, установленный на радиоузле по улице Ленина, тоже с хорошим качеством принимал сигнал с телецентра. Позавчера было опробование киноаппаратной, откуда будут вестись телепередачи после сдачи в эксплуатацию Малого телецентра». Точную дату начала регулярных телепередач нам установить не удалось. Да и есть ли она на самом деле? Сами участники строительства и пуска Малого телецентра не могут ее назвать. Ведь телевизионная аппаратура включалась и выключалась не только каждый день, но и по нескольку раз в день. И не всегда каждый выход в эфир заканчивался удачей. Приходилось каждый раз что-то переделывать, подправлять, заменять, перепаивать, добавлять, после чего - очередной выход в эфир. Работники Малого телецентра в эти дни ночевали в душном подвале и горели желанием, как можно быстрее начать регулярное телевещание. Никаких определенных сроков сдачи телецентра в эксплуатацию у них не было, никто не мог им их установить, все держалось на энтузиазме этих ребят. На их желании выдать красноярцам первую качественную телекартинку. Так или иначе, но можно со всей определенностью заявить, что с середины апреля 1956 года Красноярский Малый телецентр начал более или менее регулярное телевизионное вещание, которое продолжали называть или опытным или пробным. Сначала показывали 15-минутньие киножурналы, но постепенно добрались и до полуторачасовых кинофильмов. К началу мая 1956 года устанавливается негласный порядок работы Малого телецентра: выход в эфир с показом кинофильмов три раза в неделю с 19 и до 21 часа. Каждый телевизор на учете Директор Красноярского универмага Бородин 27 апреля 1956 года известил жителей города, что в универмаг поступила первая партия телевизоров марки «Луч» для продажи населению Телевизоры будут продаваться в комплекте с комнатной антенной и будут проверяться прямо в магазине, для чего на здании универмага уже установлена приемная антенна. К моменту пуска в эксплуатацию Малого телецентра (март-апрель 1956 г.) в Красноярске насчитывалось не больше 30-40 телевизоров. Большинство из них принадлежали предприятиям и состоятельным горожанам. Но с началом пробных телепередач Малого телецентра число владельцев стало быстро увеличиваться, в основном за счет переселенцев из западных регионов страны, в которых уже были построены государственные телецентры и в которых телевизоры продавались в магазинах. Начальник Красноярского Радиоцентра М. Л. Персиц лично вел учет вновь зарегистрированных телевизоров и число их сообщал Василию Белову. Часто по просьбе ответственных жителей к ним на квартиру выезжал кто-нибудь из группы Белова, чтобы установить антенну, телевизор или даже просто его включить, так как в то время телевизоры были большой редкостью и их владельцы не знали, как с ними обращаться, а иногда и просто боялись подойти к ним. Телевизоры появились и в квартирах простых граждан. Вот выдержка из статьи «Вечером у телевизора», опубликованной в газете «Красноярский рабочий» в номере от 31 мая 1956 года: «Телевизор «Темп-2», установленный в комнате первого этажа дома № 116 по улице Ленина, привлекает всех, особенно детвору. И хотя программа заранее не объявляется, малыши знают, что сегодня вечером будут показывать кинофильм. Уже с неделю у телевизора всегда многолюдно. Вот и позавчера в половине шестого экран озарился нежно-голубым светом. Появилась надпись «Гимнастика на производстве», «Мастер настольного тенниса», «Юный наездник» - это хроникальные эпизоды спортивного киножурнала. Затем телезрители увидели выступление советских спортсменов за рубежом, гимнастов - в Индии, боксеров — во Франции. Но до конца программу посмотреть не удалось из-за технических неполадок на телецентре. Телезрители не были в претензии, каждый понимал, что передача пока еще носит опытный характер, хотя бывают дни, когда вся двухчасовая программа проходит гладко. Даже искушенные телезрители, которым довелось смотреть телепередачи Москвы, Ленинграда, Киева одобрительно отзываются о качестве Красноярского телевидения». В этой же статье чуть ниже газета писала: «Далеко на правобережье в Ленинском районе города есть улица Сталинградская. Здесь в доме № 21 в кв. 14 у рентгенотехника больницы Сибтяжмашзавода Е. В. Соловкина появился телевизор «Темп-2». Инженер электротехнической лаборатории завода А. Э. Колле установил наружную трехэлементную антенну. В квартире у хозяина для просмотра телепередач собрались соседи и гости, среди которых были инженеры, врачи, рабочие и служащие Сибтяжмашзавода. Видимость была контрастной, без искажений, звук хороший. Опытные передачи теперь будут вестись ежедневно, кроме среды. В то же самое время, то есть с 19 и до 21 часа». Очередная победа Несмотря на терпимость и даже похвалу телезрителей, работники Малого телецентра знали, что качество телевещания было еще низким. Об этом красноречиво говорили результаты измерений основных характеристик видеоканала. Все дело упиралось, как говорилось выше, в узкополосный усилитель, который «съедал» все добытое с таким трудом качество. Как воздух нужен был широкополосный усилитель! Александр Орлов и Павел Лукин не выходили из мастерской Радиоцентра, где они своими руками собирали нужный усилитель собственной конструкции. Им помогали, чем могли, все специалисты Радиоцентра. К ним в мастерскую часто заглядывал Михаил Лазаревич Персиц, который спрашивал что им еще нужно для завершения работы, выделял из своих скудных фондов необходимые радиодетали и дефицитные материалы. Наконец, настал тот самый день, когда красноярские умельцы закончили работу и привезли свое детище в подвал Радиозавода. Установить новый широкополосный усилитель было делом нескольких часов. После его включения качество телевещания улучшилось на порядок. Об этом говорили многочисленные звонки телезрителей. Это была очередная победа. С этого дня начался новый качественный этап в работе Малого телецентра. Марка «СМД» В начале августа 1956 года в кабинет начальника Красноярского Радиоцентра вошла невысокая худенькая девушка и представилась: «Ольга Григорьева, прибыла по направлению после окончания Одесского института связи. Михаил Лазаревич Персиц, глядя на ее неказистый вид, подумал: «Нам нужны специалисты, а присылают неизвестно кого». Но когда взял в руки ее новенький диплом, на его лице появилась доброжелательная улыбка и он воскликнул: «Ольга Павловна! Вы же первый в нашем крае дипломированный инженер-телевизионщик! Вы нам сейчас очень нужны!». - Понимаю, что я вам нужна, но где я буду работать? Насколько мне известно, ведь телецентр-то только начал только строиться.- Один строится, а другой уже работает, - сказал Персиц, - и повез с собой молодого специалиста. И вот Ольга Григорьева едет в машине по улицам родного города. Здесь она пять лет тому назад закончила среднюю школу, а сегодня, уже в качестве инженера, едет к первому месту работы. Автомобиль въехал в ворота какого-то промышленного предприятия и остановился перед одноэтажным продолговатым зданием. - Мы на территории Радиозавода, - пояснил Михаил Лазаревич, - а здесь, в этом приземистом здании, в подвале, и находится наш Малый телецентр - ваше рабочее место. - Как, действующий телецентр, - искренне удивилась Ольга, - неужели сейчас отсюда ведутся телевизионные передачи?- Да, ведутся и уже несколько месяцев. Как вы думаете, что это за сооружение? - спросил Персиц, указывая на возвышающуюся у входа ажурную металлическую башню. - Кажется это обыкновенная опора ЛЭП, - неуверенно ответила Ольга. Но когда она подняла голову вверх и увидела на вершине башни двухэлементный вибратор Пистелькорса, то радостно воскликнула: «Передающая телевизионная антенна!». Персиц согласился и пояснил, что это действительно передающая антенна, поднятая на высоту 39 метров и она покрывает вещанием не только весь город, но и часть прилегающих к нему сел и деревень. Ольга спустилась в подвал по неудобным ступенькам и, пройдя несколько темных комнат, оказалась в ярко освещенном лампами дневного света помещении. На середине стояли две аппаратные стойки неизвестной ей марки, отдаленно напоминающие стандартные телевизионные передатчики, которые она видела на телецентрах Москвы и Ленинграда, где она была на практике. Аппаратура была под напряжением. На панелях горели сигнальные лампочки, а от силовых трансформаторов доносился равномерный глухой гул. Чуть поодаль рядом друг с другом размещались два кинопроектора марк СКП-26. Ольге вначале показалось, что в аппаратной никого не было, но вот из-за стойки вынырнула взлохмаченная голова мальчишки, а потом с паяльником в руке вышел и он сам. - Ольга Павловна, познакомьтесь, это - Виталий Сергеевич Чибисов - наш главный механик и умелец, - сказал Персиц. Его руками и руками его товарищей здесь сделано все, что вы видите. Паренек протянул Ольге испачканную в масле руку и приветливо улыбнулся. Ольга тоже улыбнулась, так как внешний вид этого паренька никак не соответствовал его громкому имени. В комнате появился еще один человек, высокий, крепкого телосложения.- Василий Белов, - представился он. Так в этот день коллектив телецентра пополнялся еще одним его членом. Василий Белов подвел Ольгу к передатчику и сказал: «Дел у нас хватит всем. На этой стойке смонтирован широкополосный линейный усилитель телевизионных сигналов. Попробуйте его отрегулировать. Кроме одного осциллографа у нас пока больше ничего нет. Это будет первым вашим заданием. Имейте в виду вечером выходим в эфир. - Скажите, а какой марки этот усилитель? Я, как мне кажется, такого еще никогда не видела? - спросила Ольга, внимательно рассматривая панели и платы. - И не увидите. Марка этого усилителя «СМД», что значит «самодельный». Здесь, кроме измерительных приборов и кинопроекторов, ничего нет заводского. - А телекамера? - переспросила Ольга. - Телевизионный иконоскоп ЛИ-7 мы, конечно, достали на заводе. Вы сами понимаете, что такой вакуумный прибор своими руками сделать невозможно, а вот все остальное сделано нашими ребятами, - пояснил Василий Белов. Синхроимпульсы из дырки Рабочий день заводской смены подходил к концу, а у работников Малого телецентра он по существу только начинался. Они готовились к очередной вечерней телепередаче, каких у них было уже много. Василий Белов, Виталий Чибисов, Александр Орлов в который раз проверяли узлы и панели усилителя, измеряли его характеристики, регулировали и вгоняли их в норму, насколько это было возможным. Ольга, как могла, помогала им, но она видела, что основные характеристики усилителя были сильно разбросаны и не отвечали стандартным нормам. Вдруг Василий Белов на время оторвался от осциллографа и громко сказал: - Во время сегодняшней телепередачи будем делать небольшой перерыв. Для этого надо записать на пленку чей-то голос. Оля, может быть, это сделаете вы? - Почем я? - удивилась Григорьева. - Потом что женский голос звонче мужского, имеет более высокую тональность и потому хорошо транслируется по радио. С помощью Иннокентия Кокорина Ольга Григорьева записала на магнитофонную ленту такое сообщение: «Внимание! Внимание! Товарищи телезрители! Объявляется перерыв на 15 минут. После него мы продолжим наши телепередачи». - Василий Ананьевич, я никак не могу понять, откуда берутся синхроимпульсы и возбуждение для нашего телецентра? - спросила Ольга, когда запись была закончена. Белов, не поднимал головы, ответил: - Вон из той дырки. И концом отвертки указал на потолок. Ольга подняла голову и действительно увидела в потолке небольшое отверстие, в которое заходил пучок кабелей. Ничего не понимая, она долго и молча смотрела на него, а Белов, чтобы не испытывать ее терпение и не смущать пояснил: - Как раз над нами размещается цех № 5, где клепают телевизоры. Для настройки и регулировки их в этом цехе есть стойка КИТУ заводского изготовления. Вот от нее-то, когда нам требуется, мы и берем синхроимпульсы и возбуждение. Главный конвейер Белов повернулся к подошедшему к нему Кажаеву и попросил его показать молодому специалисту стойку КИТУ, а за одно и познакомить Ольгу с цехом и его работниками. Вместе с А. И. Кажаевым Ольга поднялась наверх и оказалась в обширном, похожем на казарму, производственном помещении и была приятно удивлена большому числу работающих молоденьких девушек. Она сама себя считала молодой, но эти девушки были моложе ее. - Начнем с цеха, - предложил А. И. Кажаев и повел Ольгу в самый дальний угол. – Здесь, в этом месте, начинается наш главный конвейер по сборке телевизоров, - и он указал, на стоящую за револьверным станком улыбающуюся девушку. - Это - Зина Лунина, она изготавливает метизы и мелкий крепеж для сборки отдельных деталей и узлов. Весь наш завод знает ее, знает, что красноярские телевизоры начинают свой путь от рабочего места Зинаиды Луниной. Конвейер состоит из шести самостоятельных линий, на каждой линии выполняется какая-нибудь конкретная операция по сборке. Вот это рабочее место Ларисы Юницкой. Она производит предварительную настройку контуров. Фаина Харитонова проверяет качество строчных трансформаторов и так дальше по линии. А вот здесь оканчивается конвейер и окончательную проверку готового телевизора выполняет наш знаменитый мастер Боря Маковкин. Он у нас самый серьезный и ответственный работник. Услышав эти слова «серьезный работник» Борис Маковкин на миг отрывается от стоящего на конвейере телевизора и встречает недоуменный взгляд Ольги широкой русской улыбкой. - А это последняя шестая линия нашего конвейера. Здесь хозяйничает Валентина Шахова и Александра Саломатова. Каждый уже проверенный телевизор они ставят включенным на двухчасовой прогон. Если за это время с ним ничего не случиться и его основные характеристики не изменятся, то девушки дают ему «добро» и этот факт закрепляют штампом годности. Вот в такой картонной коробке с паспортом наш телевизор, как законный «гражданин» поступает в магазин для продажи. Ольга наклонилась и вслух прочитала название стоявшего на прогоне телевизора: «Авангард-55». - Антон Иванович, скажите, откуда вы взяли столько квалифицированных работниц? - спросила Ольга у Кажаева. - Интересно, сколько человек работает в смену? - Около трехсот. Большинство из них прибыло к нам на завод также, как и вы, после окончания учебного заведения, в основном из Новосибирского радиотехнического техникума. А теперь, Ольга Павловна, пройдемте к стойке КИТУ и осмотрим ее. В углу у окна Ольга увидела знакомую заводского изготовления Контрольно-измерительную телевизионную установку (КИТУ) и, как старого друга, погладила по ее стальному корпусу. Антон Кажаев сказал: «Эта стойка на нашем заводе в единственном экземпляре. Ее передал нам Ленинградский завод имени Козицкого. Вы сами понимаете, что без нее в цехе невозможно производить проверку и регулировку собранных телевизоров. Нужна она и Малому телецентру. По договоренности, после окончания смены, мы передаем ее в распоряжение ребят Орлова и Чибисова. В этот момент в цехе неожиданно раздался громкий дребезжащий звонок - сигнал окончания работы смены. Конвейер остановился, и девушки-работницы засобирались домой. У стойки КИТУ осталась лишь одна Таня Линдалова. Она будет дежурить около нее до окончания вечернего телесеанса. - А как осуществляется на этой стойке переход с цеха на телецентр? — поинтересовалась Ольга Григорьева.- Очень просто, - с улыбкой ответила Таня, - Я просто выдергиваю из гнезда один штекер и вставляю в него другой. Вот и вся премудрость. - И она тут же проделала эту незатейливую операцию. Теперь от работающей стойки КИТУ возбуждение и синхроимпульсы по кабелям поступали в подвал на телекамеру и передатчик. - Таня, не забудь выставить в окно телевизор, - попросила Линдалову одна из работниц цеха. И вновь «Фанфан-Тюльпан» Сегодня, согласно заранее объявленной программе телевизионная передача должна начаться ровно в 19. 00.- Что будем показывать? - спросил режиссера Иннокентия Кокорина киномеханик Борис Бородушкин. - Давай «Фанфан-Тюльпан», - ответил Кокорин.- Опять Фанфан-Тюльпан»! Мы же его недавно показывали, - не согласился Бородушкин. - Покажем еще раз. Что поделаешь, если кинопрокат фильм «Подвиг разведчика» отдал не нам, а кинотеатру «Ударник». Перед началом телепередачи Василий Белов распределил обязанности между участниками передачи. Он понимал, что аппаратура ненадежна и передача будет трудной и непредсказуемой. Возможны срывы. Борис Бородушкин должен обслуживать оба кинопроектора, Виталий Чибисов обязался следить за работой широкополосного усилителя. Иннокентий Кокорин - наблюдать за работой звукового канала и включать, когда будет нужно, магнитофон. Ольге Григорьевой было поручено во время перехода с одного кинопроектора на другой переключать зеркальный коммутатор, а также отвечать на телефонные звонки, которых с началом телесеанса бывает очень много. Сам же Василий Белов будет стоять у телекамеры и следить за ее работой и, главное, - за правильным ее освещением. Договорились также, что Александр Орлов, главный инженер Радиоцентра, будет весь вечер сидеть у себя в кабинете и по казенному телевизору (своего собственного у него пока еще не было) следить за качеством передачи. В случае чего он должен звонить на телецентр. Когда наступило время передачи. Василий Белов подал команду: - Боря, зажигай! Бородушкин включил рубильник и на угольных электродах одного из кинопроекторов, вспыхнула ослепительная электродуга. Она вспыхнула и тут же погасла, пришлось начинать сначала. С большим трудом, после нескольких попыток, Бородушкин все же зажег электрическую дугу, отрегулировал ее равномерное горение и включил электродвигатель. Телепередача началась, а вместе с ней начались и мучения ребят. Сначала что-то не ладилось на телекамере, недоставало нормального света, который к тому же был еще неравномерным. Потом дал первый срыв усилитель, но Чибисов вручную ликвидировал его, не выпуская из рук ручку настройки и не спуская глаз с приборов. - Вася, у тебя опять пропал сигнал на выходе! - крикнул Виталий Чибисов. Конечно, сигнал пропал не у Василия Белова, а на выходе телекамеры, но на такие детали сейчас никто не обращал внимания. Мерно тарахтит лентопротяжный механизм кинопроектора, монотонно гудят трансформаторы, ярко горят дуговые электроды, потеют от их теплового излучения ребята. Вот уже не только по их лицам, но и по их спинам стекают крупные капли пота. Но и на это никто не обращает внимания. Еще бы, передача продолжается. «Фанфан-Тюльпан» в эфире! Копия этого французского кинофильма непонятным образом застряла на Малом телецентре. Про него, видимо, забыли в кинопрокате и он стал вроде бы собственностью телецентра. Этот кинофильм состоял из шести частей, продолжительность каждой - 15 минут. Для плавного и незаметного для телезрителей перехода с одного кинопроектора на другой, когда заканчивалась одна часть фильма, требовалось вручную переключить зеркальный коммутатор. - Оля, приготовиться! - крикнул Борис Бородушкин, зажигая электрод на втором кинопроекторе. - Внимание! Раз, два, три! - Григорьева резким движением руки повернула массивное зеркало на сто сорок пять градусов, после чего на иконоскоп стали проецироваться кинокадры со второго проектора. Точно также был осуществлен переход на первый кинопроектор, когда окончилась вторая часть фильма. В середине фильма Белов дал команду сделать перерыв, чтобы не допустить перегрев аппаратуры, а Кокорев включил магнитофон с записанным на магнитофонной ленте сообщением Ольги. - Кому-то это удовольствие, а для нас - тяжелая работа, - сказал Виталий Чибисов, вытирая лицо полотенцем. - Ничего, ребята, потерпите еще немного, скоро будет построен Большой телецентр, вот тогда и отдохнем, а теперь все наверх, надо подышать свежим воздухом, - сказал Василий Белов и первым направился к выходной двери. Там наверху во дворе завода стоял тихий, летний вечер. Легкий ветерок неторопливо пересчитывал листья на растущих поблизости тополях и приятно обдувал вспотевшие лица. Ребята расстегивали воротники рубашек, подставляли свою грудь свежей прохладе. Выйдя из подвала, Ольга к своему удивлению на небольшой площадке перед зданием сборочного цеха увидела большую толпу работников завода, в которой было много работниц сборочного цеха. Оказывается, все они смотрели телепередачу по выставленному в окно Таней Линдаловой телевизору. Своих-то телевизоров в их доме пока еще не было. При появлении на площадке ребят Белова, все толпившиеся работники завода дружно захлопали в ладоши. Для ребят Белова - это было обычным делом, а вот для Ольги Григорьевой - приятной неожиданностью. Вторая половина телепередачи в этот вечер также прошла без серьезных помех и срывов, хотя всем пришлось, как следует попотеть еще раз. Когда в эфир были выданы последние кадры кинофильма, Белов дал команду выключить аппаратуру: - Закрываем лавочку и все по домам. У парадного подъезда нас ждет автомашина. В этот вечер, действительно, было много телефонных звонков. Звонили все, кому было не лень. Одни интересовались, что будут показывать завтра, другие ругали за низкое качество, третьи - с восторгом отзывались о самом факте телепередач и от души поздравляли ребят. Перед самым уходом раздался еще один телефонный звонок и Ольга Григорьева подняла трубку, поговорила с кем-то и положила ее на рычаг. - Кто звонил? - поинтересовался Белов, запирая подземелье на ключ. - Какой-то Органов. Он поблагодарил нас за хорошую передачу. - А ты? Что ты ему ответила? - Я сказала «спасибо». - А еще что? - Больше ничего. - Эх ты! Органов. Да это же первый секретарь Красноярского крайкома партии! - воскликнул Белов, глядя в лицо растерявшейся девушки. Зрители советуют С пуском Малого телецентра в Красноярске в редакции газет, в краевое управление связи, на Радиозавод и непосредственно в Радиоцентр стало приходить много заявлений и писем от жителей города и края с различными предложениями и вопросами по его работе. Так, например, красноярец П. Корохтенко спрашивал, в какое время, и на каком канале работает сейчас Малый телецентр. Жители города Ачинска И. Чучуланов и Л. Коляденко интересовались, можно ли принимать телепередачи из Красноярска в их городе. Радиотехник Красноярского судостроительного завода В. Афанасьев задает вопрос, на каком канале будет работать Красноярский государственный телецентр и потребуется ли для его приема переделка телевизора «Авангард-55» и насколько сложна эта работа? На все эти и аналогичные им вопросы приходилось письменно отвечать работникам Радиоцентра. А его начальник Михаил Лазаревич Персиц несколько раз выступал на страницах местных газет с разъяснением о режиме работы Малого телецентра и о способах установки телевизоров на квартирах их владельцев. Житель Красноярска С. Азелов ставил вопрос об открытии в городе ателье по ремонту телевизоров. В своем письме от 12 сентября 1956 года он писал: «Красноярский универмаг начал торговлю телевизорами, но его дирекцию интересует только одна сторона дела - как можно больше продать телевизоров. В результате телевизоры продаются с существенными дефектами, устранить которые самому покупателю невозможно, а краевое управление связи до сих пор не открыло в Красноярске телевизионное ателье. Население с большой охотой покупает телевизоры марки «КВН-46», однако универмаг не удосужился пустить в продажу к ним увеличительные линзы». Режиссер Малого телецентра Иннокентий Тихонович Кокорин время от времени вместо программы стал давать в обе краевые газеты небольшие заметки под заголовком: «На экранах телевизоров», в которых знакомил телезрителей с содержанием предстоящей телепередачи. Приведем полный текст одной из таких программных заметок, опубликованной в газете «Красноярский рабочий» 6 ноября 1956 года: «В ноябре Красноярский краевой отдел радиоинформации будет вести телевизионные передачи четыре раза в неделю: в понедельник, среду, пятницу и субботу, включая показ художественных кинофильмов. 8 ноября 1956 года будут показаны две серии индийского художественного фильма «Господин 420» и концерт артистов Ленинградской эстрады. В пятницу телезрители увидят художественный фильм Киевской киностудии «Главный проспект», а в субботу 10 ноября киноспектакль «Школа мужества» и в понедельник 12 ноября художественный фильм «Сельская учительница». Теперь телепередачи будут начинаться в 8 часов вечера, за исключением 8 ноября, когда показ кинофильма начнется в 6 часов вечера. И. Кокорин». Прощальная передача День ото дня Красноярский Малый телецентр работал все лучше и лучше, а самое главное - значительно повысились устойчивость и надежность всех его узлов и агрегатов. Передачи его стали регулярными, срывы и остановки практически прекратились. Телевидение не только вошло в квартиры красноярцев, но стало теперь для многих обычным делом. Число владельцев телевизоров увеличивалось с невероятной быстротой. Если в начале 1956 года их насчитывалось единицы, то к концу того же года в Красноярске их число перевалило за вторую сотню. Без срывов и помех прошла ответственная новогодняя передача в ночь на 1 января 1957 года. Вся первая половина 1957 года ознаменовалась тоже качественной и устойчивой работой самодельной аппаратуры Малого ТЦ. Однако существование Красноярского Малого телецентра подходило к концу, так как Большой государственный телецентр уже вышел в эфир и транслировал стандартную тест-таблицу для телеателье и универмага. Ушел на постоянную работу в телеателье Василий Белов. Собственно говоря, он всегда был Мастером с большой буквы по ремонту телевизоров, окончил специальные курсы в Ленинграде и всю последующую жизнь занимался этим своим любимым делом. А организация и монтаж Малого телецентра для него были хотя и приятным, но все же случайным эпизодом в его жизни. В штат Большого телецентра была зачислена и инженер Ольга Григорьева (Захарова). Разбежались по разным организациям и остальные члены «инициативной» группы, в аппаратной Малого телецентра остались только инженер Виталий Чибисов и киномеханики Борис Бородушкин и Михаил Толстиков. Они-то и провели 20 августа 1957 года последнюю прощальную телепередачу Малого телецентра и объявили телезрителям о его закрытии. А что стало с его оборудованием, которое с таким трудом собиралось можно сказать по крохам? Общая стоимость его в то время оценивалась в 150 тыс, рублей. Все, что принадлежало Радиозаводу, а именно: стойка КИТУ, блок питания ВУС-1, контрольно-измерительные приборы: осциллограф, телевизор и другие были возвращены заводу. А все остальное - передающая телекамера с широкополосным усилителем, зеркальный коммутатор, остальные блоки передатчика, передающая антенна были безвозмездно переданы приехавшему из Абакана начальнику лаборатории М. Д. Левшукову. Вскоре в Абакане заработал свой Малый телецентр, но с применением маломощного ретранслятора марки ТРСА-100. После его закрытия это оборудование было перевезено в Назарово, где тоже был открыт свой телецентр со студией. После закрытия Назаровского Малого телецентра, оборудование было отправлено в Канск. где, как говорят космонавты, оно прекратило свое существование. В Абакане и в Назарово монтировал и запускал в работ Малые телецентры известный уже читателям инженер Антон Иванович Кажаев. Иван Бывших http://krasnoyarsk.rtrn.ru/publications.asp?view=10465 |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 14.6.2025, 23:32 |